ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ РАЗГОВОРНИК
18.09.2020 - Евгения Забурдаева – психолог, магистр факультета клинической и консультативной психологии МГППУ, кафедра детской и семейной психотерапии.
    https://scontent.fmsq4-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/119059419_953505611827462_790707343728492127_o.jpg?_nc_cat=108&_nc_sid=730e14&_nc_eui2=AeHjzyesOlWHwVU2iWRnLGHGwY0A8FLr4enBjQDwUuvh6UHetvpV0NU6DrGeJZHJTrGWE6KcqGpHbDg0QkEfE9Jr&_nc_ohc=7vXqVjUD6IYAX94f8KO&_nc_ht=scontent.fmsq4-1.fna&oh=e1469d78b56b5af674eef1a499f3fa1d&oe=5F88B8BEДетские психологи рассматривают различные проблемы ребенка (болезни, сложности в поведении, навязчивые состояния и т.д.) как язык, с помощью которого ребенок сообщает семье о своих трудностях. То, что ребенок не может выразить словами, он всегда сообщит своим телом или проблемами в поведении.
     Не всегда связь такая однозначная. Для полного понимания необходимо исследовать проблему более глубоко. Кроме того, один симптом может нести в себе гораздо более широкую палитру смыслов, которые сообщает нам ребенок. Здесь лишь краткий словарик, который поможет задуматься и быть более снисходительным к различным трудностям детей, а возможно, и обратиться к психологу для их разрешения.
     Агрессивен:
Мне очень страшно и я не знаю, как с этим справиться.
     Активен слишком:
Мне очень страшно, я нуждаюсь в правилах и опоре.
     Апатичен:
Я боюсь ошибиться. Я боюсь, что взрослые осудят мою спонтанность и всё, что я делаю.
     Бьет родителей:
Так я выражаю свою злость на них, так как не знаю другого способа. Так я сообщаю маме, что нуждаюсь в запретах от нее.
     Ворует:
Мне очень не хватает внимания и теплоты близких;
Мне не хватает какой-то важной информации, касающейся истории семьи, моего рождения;
Я так выражаю свою злость.
     Выдергивает волосы:
Мне очень страшно, я испытываю сильный стресс.
     Говорит очень тихо:
Мне страшно проявлять себя, говорить о своих желаниях, защищать себя. Боюсь меня таким не примут.
     Грызет ногти:
Мне очень страшно, я переживаю, испытываю сильный стресс, часто связанный с расставанием с матерью.
     Ест много:
Мне тревожно и еда позволяет мне с этим справиться. Едой я пытаюсь заменить недостаток эмоциональной близости, в которой очень нуждаюсь.
     Заикается:
Однажды очень важные отношения для меня были прерваны и я сильно испугался;
Я чувствую себя в чем-то виноватым;
Меня сильно подавляют взрослые и я боюсь высказываться.
     Играет только в гаджеты:
Я не умею играть с детьми, мне страшно. Только в компьютерных играх я чувствую, что я чего-то могу, только здесь я успешен.
     Капризничает:
Я не могу заявить о себе и своих желаниях прямо, капризы помогают мне добиться своих целей.
     Не хочет идти в школу:
Я не получаю дома достаточно поддержки, чтобы справиться со своими учебными неудачами. У родителей слишком высокие ожидания по поводу моих оценок;
У меня трудности в общении и я не знаю, как с этим справиться.
     Никого не слушает:
Мне не хватает в нашем доме последовательных и непротиворечивых правил;
Мне не хватает внимания, я не знаю, как по-другому сделать так, чтобы меня заметили.
     Причиняет вред сам себе:
Мне невыносимо больно душевно, и легче переживать эту боль телом;
Я чувствую себя невыносимо виноватым и пытаюсь наказать себя сам.
Мне не разрешено злиться и это способ, с помощью которого я могу показать свою злость другим.
     Фантазирует слишком много:
Мне очень страшно. Мой выдуманный мир помогает мне справиться с моими страхами.

Автор: Евгения Забурдаева – психолог, магистр факультета клинической и консультативной психологии МГППУ, кафедра детской и семейной психотерапии.